Номинация "Лучший специалист органов опеки и попечительства". Финал
До завершения голосования
00 дней
:
00 часов
:
00 минут
:
00 секунд

Зоя Петровна Багынанова

Зоя Петровна Багынанова
Зоя Петровна Багынанова
Кол. голосов: 2453
Поделиться с друзьями
актриса драмы и кино

АУ РС(Я) “Саха академический театр им.П.А.Ойунского”
Стаж - 53 года

Зоя Петровна Багынанова известная, снискавшая истинно народную любовь артистка. За все годы творчества ею создано около 100 разноплановых, разнохарактерных ролей. В ее богатом репертуаре знаменитые роли якутской, русской и зарубежной драматургии.

Зоя Петровна Багынанова в Саха академическом театре является ведущей артисткой, относится к категории ведущих мастеров сцены. За последние годы артистка создала великолепные образы, такие как Ингнэли Балай в спектакле - олонхо «Кыыс Дэбилийэ», Балаайа в спектакле «Когда-то расцвел подснежник» Ф. Булякова, ведьму в спектакле «Макбет» Э. Ионеско, Глумову в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского и другие. Роль Ингнэли Балай – матери всех абаасы (чертей) в олонхо требует от артистки не только умения петь кылысах, но и своеобразной пластики, ловкого и неуклюжего движения одновременно. С легкостью передвигаясь на высокой платформе, Ингнэли Балай бьет пустую посудину и поет низким голосом, внушая страх. А ее смех вызывал, как ни странно, браваду и озорство. Образ полукомический и гротескный – в этом сложность. А Зоя Багынанова создала образ не только канону олонхо, но и добавила бодрость и своеобразное очарование. Спектакль «Кыыс Дэбилийэ» в 2002 году удостоилась специального приза Международной театральной премии «Золотая Маска».

Зоя Петровна умеет особым даром приковывать внимание зрителей. Образ деревенской бабули Балаайа в комедии Ф. Булякова привлекает зрителей «правдивостью» игры и схожестью на реальных якутских старушек. Балаайа трудолюбива, бодра и типична. Ничем не привлекательная в пьесе Балаайа выделяется от всех старушек жизненной энергетикой. Ее смех и гнев, создавая трагикомичность персонажа, вызывают восторг у зрителя. Сочетание противоположных чувств и настроений у актрисы создают разные образы и характеры. Например, в знаменитом потаповском спектакле «Макбет» на вид веселые ведьмы (две старые и две молодые) создают особую потустороннюю атмосферу. Старые ведьмы так подвижны и бойки, что в одинаковых белых платьях их не различишь от молоденьких. В миг голос Зои Багынановой превращает веселую ситуацию в страшный явь, вызывая ужас ожтдания чего- то непоправимого. В этот момент одно холодное выражение лица говорящей ведьмы изображала отчужденность. Такие тонкие превращения говорят о высоком мастерстве актрисы. Спектакль также получила специальный приз фестиваля «Золотая Маска» в 2005 году.

Зоя Багынанова - одна из немногих, кто умеет молча передать со сцены душевное настроение. В спектакле И.Гоголева «Дыгын Дархан» она великолепно сыграла дух долины Туймаада. Как в античных спектаклях артистка исполнила роль протагониста – предвестника событий. Боль земли, переживание за их детей, людей долины, ненависть вражде и материнскую любовь созидателям мира артистка сумела выразительно передать то словом, то взглядом, то выражением лица. Спектакль получил специальный приз на республиканском фестивале «Желанный берег».

На протяжении долгих лет Зоя Петровна доказала, что ей доступны любые роли. В юбилейный год артистка сыграла в трех поэтических моноспектаклях, в постановке которых участвовала сама как инсценировщик и сорежиссер.

Зоя Петровна вместе с труппой Саха академического театра гастролировала во многих странах Европы, Америки, Азии, а также родной республики. Во всех этих выездах, гастролях ее талант признавали и театральные критики, и восхищенные зрители. Сейчас можно с уверенностью сказать, что она артистка мирового уровня, народного признания.

Зоя Петровна Багынанова – известный в республике мастер художественного слова. Она первая в республике начала внедрять поэтическое направление в театре. До сих пор зрители с трепетом вспоминают поэтический моноспектакль по стихам первой якутской поэтессы Варвары Потаповой. Потом появились спектакли по стихотворениям известных в республике поэтесс Саргыланы Гольдеровой «Тоска», Сардааны Онуфриевой «Вехи творческого пути», «Миг счастья». Артистка пропагандистом творчества молодых и именитых поэтов и поэтесс.

В 2004 году Зоя Багынанова первая из якутских артистов прочитала «Реквием» А.Ахматовой на якутском языке в Санкт-Петербурге в концертном зале имени Глазунова при консерватории им. Римского-Корсакова в сопровождении оркестра народных инструментов при Театре танца Республики Саха (Якутия).

Апогеем поэтического театра Зои Багынановой стал «Реквием», которую посвятила двум великим поэтессам России и Якутии Анне Ахматовой и Варваре Потаповой, чьи трагические судьбы и творчество перекликаясь, выразили народную скорбь. Образы двух великих поэтесс, созданные Зоей Багынановой на двух языках потрясают глубиной поэтического осмысления, чувственной интонацией и выразительностью каждого слова, доведенных до зрителя.

За общественную деятельность в развитии родного улуса в 2002 году присвоено звание «Почетный гражданин Верхневилюйского улуса» и родного села Далыр. В 2003 году присвоено звание «Почетный гражданин села Абага Амгинского улуса».